Get Adobe Flash player

Быстрая навигация

КАК МЫ СТАЛИ МУСУЛЬМАНАМИ

История религии

(из книги  "Хуьруьгер- гордость узденов" Абдулла Усамова)

 

BismillahПуть Аллаха - - путь верный и истиный. Я уверен в том, что на нем Хрюгцы добьются еще новых успехов. В этом им поможет Всевышний Аллах, который создал нас и соберет всех нас в Судный день, чтобы каждому воздать то, что он заработал на этом белом свете. А я день и ночь обращаюсь к Создателю всего живого со словами: «О Аллах! На тебя уповаю, тебя молю об отпущении грехов! Тебя хвалю и славлю! Нет ничего выше имени твоего, несравнимо величие Твое, нет бога кроме Тебя, лишь Тебе поклоняюсь!»Поистине я свидетельствую: нет божества кроме Аллаха, я свидетельствую, Мухаммед—пророк Аллаха!

 А предки наши когда-то были язычниками. Они в первом веке нашей эры приняли религию иранского зороастризма, влияние которого до сих пор сохранилось в быту Хрюгцев. Зороастрийские боги Гъуцар» и «Мина» до сих пор остались в обиходе, как синонимы Аллаха. Или праздники зороастризма, особенно Навруз-байрам торжественно отмечают в селении ежегодно. Ислам не сумел его искоренить. Не забыты именазороастрийских добрых богов Мен, Атара и бога мрака Алапекъ, его помощников Алпаба, Къварца, Пили, Малкамута. Не следует отрицать, что зороастризм в свое время оказывал большое влияние на нравственное воспитание людей. Здесь очень строги были законы, которые требовали от людей честности, добропорядочности, уважения к старшему, обществу в целом, почтительного отношения к местам захоронения людей. Но в то же время зороастризм оставил много вредных пережитков, которых устранить никак не удается. Прежде всего, это признание многобожества.

Наши далекие предки и зороастрийцы не имели единого бога, они были язычниками. Одни поклонялись солнцу, другие — луне, третьи считали своим богом воду. У каждого бога распределяющего благо и добро, имелись свои противоположные боги с разрушительными силами, направленными на противоборство с нравственными устоями. С принятием зороастризма в быт Хрюгцев вошли традиции и обряды иранских огнепоклонников, с их богами и злыми духами. До начала XX века жители села не расставались с предрассудками, в силу которых многое из происходящего представлялось проявлением сверхестественных сил, предзнаменованием будущего. Причем эти предрассудки осуждены Къуръаном и хадисами пророка Мухаммеда (да благословит его Аллах и приветствует).


Древнейшее поверье, доисламские представления доносят до наших дней традиции в виде отдельных священнодействий, заклинаний. О добрых духах, о боге рассказано, теперь наше повествование о злых духах, большинство из которых взято из зороастризма. В книге английского ученого Мери Бойса «Зороастрийцы—верование и обычаи» читаем: «Творение—первое из трех периодов или эр, на которые делится история мира. Первая эра—это создание самого мира. Нападение Ангро-Маинйу на мир ознаменовало начало второй эры, за которой следовала следующая эра—«Смещение», на протяжении которой этот мир больше не является полностью хорошим, и представляет смесь добра и зла. Когда цикл жизни был пущен в ход, Ангро-Маинйу продолжил свои нападения на мир вместе с демонами—дэвами и другими силами зла и тьмы, которые он сотворил, чтобы противиться благим божествам».

 

 Иудейская и христианская религии не прижились у Хрюгцев, хотя армянская католическая церковь приложила немало усилий, чтобы распространить христианство среди моих односельчан. В У-Х веках армянские эмиссары создали на территории селения свой поселок в урочище «Махмудам кал». Но попытки армянских эмиссаров не увенчались успехом, они покинули пределы села. Здесь стоит особо упомянуть влияние и большое значение ислама в жизни и в быту Хрюгцев, в их нравственном воспитании. Принятие ислама можно считать поворотным пунктом в жизни каждого Хрюгца, хотя жители селения, как и все дагестанцы, упорно сопротивлялись приходу ислама, воевали против армии Тимура, ревностного поборника ислама, который мечом в XIV в. заставил дагестанцев принять мусульманскую религию, ставшую к XV в.господствующей и официальной религией горцев. У нас нет официальных данных о том, когда Хрюгцы стали на путь Всевышнего Аллаха, но с уверенностью можно сказать: первые мусульмане в нашем селении появились в 50-60-х годах X в. Число принимавших религию великого пророка Мухаммеда, да благословит его Аллах и приветствует, увеличилось очень быстро и к концу XV в. все наши предки стали покорными рабами Всевышнего Аллаха. Пожалуй, излишне говорить, что человечество на протяжении всей истории не знало более реалистического по своим характеристикам учения, чем ислам, который изменил течение жизни всех дагестанцев, в том числе и Хрюгцев, совершил в их жизни коренной переворот, покончив со всеми языческими идеями, моралью и убеждениями. Дело в том, что Господь требует от человека мобилизовать себя и свои члены, направить свои инстинкты и склонности на путь добра, справедливости, терпения, обеспечивая возделывание земли и реализуя миссию преемственности. И самое главное, ислам не оставляет человека в мире одиноким, без поддержки, идущим вслепую, один на один с собственной судьбой, в одиночку определяющим свой путь и оценивающим самого себя. По исламу человек свободен в своих действиях в пределах и рамках адата, шариата. Запреты и пределы Аллаха очень строги к тем, кто нарушает нормы общежития, допускает аморальные поступки, ворует, обижает людей.

Небезынтересно рассказать о том, в каких пределах и рамках, установленных великим Аллахом, воспитывались и жили Хрюгцы, которые верили в Аллаха, Его ангелов, Его книги, Его пророков, в конец света и Судный день, в существование рая и ада, в воскрешение из мертвых и в то, что все хорошее и плохое от Всевышнего Аллаха. Путь Аллаха — единый и верный, у которого есть ответвления в сторону халала и харама. Кто идет по ответвлению халала, тот держит путь в рай, а кто шагает по пути харама, тот попадает в ад. На пути в рай очень много строгих, я бы сказал, жизненно необходимых запретов. Есть смысл перечислить некоторые из них. Ислам категорически запрещает присваивать чужое добро, воровать, говорить неправду, убивать и избивать не только людей, но и животных, зазнаваться, клеветать на кого-либо, огорчать кого-либо, соблазнять запретным, проклинать кого-либо, завидовать кому-либо, сплетничать, проявлять скупость и расточительство, питать ненависть к правоверному, упорствовать в невежестве, испытывать страсть к богатству и высоким должностям, проявлять ересь, враждовать с учеными, обижаться на собрата по вере, радоваться чужой беде, лжесвидетельствовать, любить восхваления, похвалу в свой адрес, упрямиться, упорствовать, не бояться гнева Аллаха, интриговать и подстрекательствовать, быть о себе высокого мнения, не сдерживать свое слово, много клясться, делать что-нибудь напоказ, выдавать тайну, говорить непотребные слова, пьянствовать и употреблять возбуждающие средства, заниматься делами бытового разложения, даже смотреть на чужую женщину с плохим намерением. Есть и множество других запретов. А вот следующие проступки могут сделать мусульманина кяфиром. Это поклонение чему-либо, кроме как Аллаху, не признание кяфирами тех, кто приписывает Аллаху помощника, а также уверенность в том, что светские законы лучше, чем шариатские, рассердиться на что-либо из Корана, хадиса или нормы шариата, непризнание ада и рая, разъединение супругов с помощью колдовства, оказание какой-нибудь помощи неверным в борьбе против мусульман и многие другие поступки. Среди них самое большое место занимает неблагодарность Аллаху, своим благодетелям, притеснение людей, тирания, несправедливость, мучение себя, окружающих людей и животных, несоблюдение условий Ислама (шахадат. выполнение пятикратных намазов, соблюдение поста, выдача заката, при возможности совершение хаджа), произношение не пристойностей, изображение неприличных рисунков, занятие развратом, распространение безнравственности.

Трудно перечислить все эти запрещенные поступки. Аллах создал для нас слух, зрение, сердце, руки, ноги. У человека в Исламе есть высшая цель, к которой он должен стремиться, у него есть свой путь, который он должен пройти согласно божественному предначертанию, обеспечивающему ему счастье в этой жизни и вечное блаженство в жизни загробной, ибо в Къуръане сказано: «Кто совершил благое—мужчина или женщина —он верующий. Мы оживим его жизнь благой, воздадим награду еще лучше, чем то, что они делали». Хрюгцы почти с середины XV в. идут по пути Божественного предначертания. Сделано очень много богоугодных и добрых дел. Строительство мечетей, дорог, мостов и других общественно значимых объектов является самым большим богоугодным делом. Прежде всего Хрюгцы построили для себя Джума-мечеть. Просторное светлое здание в средней части села.

 В 1636 г. от Рождества Христова, в 1047 г. по хиджри, двери мечети открылись для верующих. Кроме Джума-мечети, каждый из четырех кварталов имел свою мечеть. Квартальные мечети были построены в 1217 — 1218 г.г. хиджры или 1801-1802 по юлианскому календарю. Добрые Хрюгцы на свои собственные средства построили памятники. В 1500-1700 годы были построены кумбеты святым Суфи Раджабу, Суфи Хусейну, Суфи Шихсади. В 1699-1700 годы по юлианскому календарю или 1112 г. хиджры было построено уникальное сооружение, равного которому не было во всем Дагестане  Хрюгский минарет, который служил символом независимости моих односельчан.

Много ученых-богословов вышло из Хрюга. Это Суфи Раджаб, Суфи Хусейн, святой Шихсади, Молла Абасэфенди, Керемали Бини Махаммада, который в те далекие годы трижды совершил хадж в священную Мекку и в третий раз умер там и был похоронен в этой священной земле. Пешком и на лошадях совершали хадж Молла Курбан-эфенди,  Хаджи Абдул-керим, с именем которого связано много чудес, хаджи Касум, хаджи Ибрагим, хаджи Ахмед и многие другие. Их традиции продолжает нынешнее поколение, которое после почти восьмидесятилетнего вынужденного перерыва вернулось на верный путь Аллаха. В 1994-1995 г.г. дважды совершил хадж автор книги «Хрюгер гордость узденов» Усаман гада хаджи Абдуллах.

Один из первых кто возродил паломничество в святую Мекку в современной истории –это  Молла Мухарам, который является главным инициатором восстановления Джума-мечети.

О тех же , кто совершили хадж после  мы рассказываем в следующей странице «Хаджияр».

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить


люди 55Село 146ретро-фот...ретро-фот...Село 122зимняя пр...Разное 39...Природа 1...ретро-фот...Школьные ...ретро-фот...Школьные ...Зимняя ри...9 мая 31Школьные ...Разное 22...Разное 3...Школьные ...ретро-фот...село 7ретро-фот...люди 35

Мы на...

ALLDAG.ru
Яндекс.Метрика

Сейчас один гость и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте