САМОУПРАВЛЕНИЕ УЗДЕНОВ

Все жизненно важные и секретные вопросы сельчан решались аксакалами в Джума-мечети после пятничного намаза.

Был такой порядок: мужчин, женатых на девушках из других сел, после намаза просили уходить из мечети, что­бы не разглашали секрет.

Из минарета глашатай объявлял решения аксакалоз и юзбаши об очистке водоканалов, перемещении скота по пастбищам и другие. Эти решения были законом для сельчан. Вопрос распределения поливной воды решался аксакалами, юзбаши и главами тухумов на главной цен­тральной площади Пт1ур-Ким.

Тухумов («родовых обществ») в селе было 15: Булбутар, Суълияр, Мухацар, Рахманар, МикГияр, Эк1ерар, Щурар, Халтаяр, Саларар, Эминар, Кьелидар, К1икьер, Гъургъаяр, К1енияр, Хашалар.

При распределении поливной воды и решении других хозяйственных вопросов малые тухумы объединялись.

Тухумы прежде враждовали между собой и потому жили компактно; в отдельных кварталах. Позже, когда пош­ли межобщинные браки, представители разных тухумов стали селиться вместе.

Следует отметить, что тогда же представители разных тухумов стали строить дома рядом, в различных кварталах.

В селении насчитывалось семь кимов (годеканов): «ПтМ'р-Ким-беглер мягьле», «Вини Ким», «Балк1ан кьейи Ким» Сик1ер Ким», «Тунганин Ким», «Агъа мегьлед Ким, «Рустаман-ким», где собирались старейшины тухума и обсуждали разные проблемы села и новости извне.

В 1914-1918 и 1924-1927 годах на площади Пт1ур-Ким располагался базар, куда приезжали торговать из Рутула, Кураха, Даже из Щахула. На площади Пт1ур-Ким Гасановым Гасаном Мирзехановичем была построена «Куп1а» - гон­чарная печь, в которой обжигали глиняные 50-ти санти­метровое трубы для водовода. По этим трубам подводили воду из «Ятар-Кам» в Джума-мечеть, а также для бани.

В селе были четыре кузницы, две лудильные мастер­ские, пять столярных, одна ткацкая, семь водяных мель­ниц и один тангар.

В 1927-1928 годах грузины снимали здесь отдельные эпизоды кинофильма «Элисо». В 1970 году по просьбе хрюгцев кинофильм привезли в село и показали в сель­ском клубе. Многие старики, которые участвовали в нем, узнали себя: Тагир Хурюгский, Саидов Гаджибуба и другие.

Хрюгцы с самого начала были узденами, то есть неза­висимыми, и все свои внешние и внутренние вопросы ре­шали самостоятельно на общем сходе джамата. Эту свою независимость от ханов, беков и других притеснителей они сохранили по настоящее время и гордятся этим.

Хрюг отличался мудростью, веротерпимостью, свобо­дой совести, добрыми традициями и нравами.

Хрюгцы никогда не злоупотребляли своими преиму­ществами, не притесняли соседних маленьких аулов. На­оборот, соседи всегда находили помощь и справедливость со стороны хрюгцев.

ХОЗЯЙСТВО ХРЮГА

Основным занятием было орошаемое земледелие и животноводство. Главные культуры - пшеница, рожь, горох и просо. Садов и огородов было мало. Главные живот­ные - крупный рогатый скот, овцы, козы, лошади и ослы. Размещение и чередование сельхозкультур производилось таким образом, чтобы после уборки урожая эти поля мож­но было использовать как пастбища. Но с началом весен-? них работ никто не имел право пасти скот на поливных землях. Об этом глашатели с минарета объявляли всему селу. Летом скот пасли на горных пастбищах Фалфанского хребта. В горах были летние кутаны (сувар): «Ми-Сув», «Ц1уман-Сув», «Хъчан-Сув», «Теран», «Бирни». Пожилые женщины и дети жили там со своим скотом почти все че­тыре весенне-летних месяца. Овцы содержались выше - на альпийских лугах. Склоны Самурского хребта оставались нетронутыми как осенние и зимние пастбища для скота.

Штатных лесников не было, но экологически важные урочища объявлялись священными и никто не рубил там даже палки. Этот запрет сохранился и в наши дни. Рубки в этих лесах разрешались только для строительства мостов, мечетей, школ.

Женщины ткали ковры, вязали журабы, характер­ные только для Хрюга: мужские - кемечар и женские - эхлейнар.

Женщины в специальных собственных печах - «Хьар» - пекли такой вкусный и качественный хлеб (чу­рек), какой не могли испечь ни в одном селе Дагестану В старое время наших женщин упрекали, мол, у вас есть , особенная вода - «Фуан-яд». Но, хотя в настоящее время никто не пользуется этой водой, хлеб в Хрюге все равно пекут прекрасный.

Комментарии (0)

There are no comments posted here yet

Оставьте свой комментарий

Posting comment as a guest. Sign up or login to your account.
Вложения (0 / 3)
Share Your Location
Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Мы в соцсетях

Яндекс.Метрика
homepage counter счетчик сайта
Администратор posted a comment in МАГОМЕДОВ НИЗАМИ ГАДЖИМАГОМЕДОВИЧ.
Дай АЛЛАГЬ здоровья всей Семье Магомедовых,который ст...
в Joomla Article 31.05.2018 16:02
Администратор posted a comment in Омаров Сади Шахбанович 
Гост короля Саудовской Аравии Сади Шахбанович на горе ...
в Joomla Article 31.05.2018 15:44
Администратор posted a comment in Омаров Шахбан Омарович
Совершит Хадж, посещать могилу ПРОРОКА МУХАММЕДА ( С.А....
в Joomla Article 31.05.2018 13:31
Администратор posted a comment in Омарова Фатима Магомедтагировна
Самые лучшие дни и моменты нашей жизни.Слава АЛЛАГЬУ ч
в Joomla Article 31.05.2018 13:19

Сейчас 375 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Информационный  сайт  села Хрюг, Ахтынского района,РД

"Хрюг- колыбель моя"