НОВОЕ СЕЛО

Оригинальна архитектура и планировка нового села. Как было сказано выше, с востока и юга село защищали высокие неприступные скалы. С запада защитным рубе­жом служил крутой, заросший колючими кустарниками склон террасы, который был укреплен стенами и забора­ми - колючками. На севере, где проходила дорога, село было обнесено высокими стенами с воротами, которые закрывались на ночь и при нападении врагов. Проникнуть в село можно было по четырем улицам меридионального направления. Но вход каждой улицы был перекрыт поме­щениями второго этажа. Это увеличивало «жилплощадь» села, но главное - в случае нападения врагов эти «тоннели» закрывались баррикадами и, пока мужчины защищали их, женщины и старики с крыши второго этажа сбрасывали на головы врагов заранее приготовленные на каждой кры­ше широкие плоские камни.

За первой линией туннелей тянулась узкая «рокадная» улица, по которой в случае необходимости перебрасывали помощь на угрожающие участки. За каждой улицей те же меридиальные улицы снова были перекрыты помещения­ми второго этажа. Эта была вторая линия обороны. Благо­даря такой планировке и мужеству защитников ни один враг за последние 500 лет не смог проникнуть в село, хотя подобные попытки, в том числе и продолжительные оса­ды, были неоднократны, особенно со стороны рутульских ханов. Наиболее тяжелые бои с ними шли в 1779 году.

К северу от села возвышается гора Хутумар, на верши­не которой был построен наблюдательный пост. Оттуда хорошо видны все подступы к селу. При обнаружении подходящих к селу врагов караульные поджигали специ­ально подготовленный хворост, подстригали кизяки и голосом оповещали жителей села об опасности. А те, кто работал на полях, при виде дыма и огня быстро возвраща­лись домой и вставали на защиту родных очагов.

Новое село росло и укреплялось.

Многое сделано хрюгцами за прошедшее время. В 1636 году от Рождества Христова (в 1047 году по Хиджре) построена Джума-мечеть. По старым обычаям только уздены, которые никому не подчинялись, не платили ни­каких податей, имели право построить у себя в селении минарет - символ свободного человека. Такой минарет, высотой 22 метра, украшает Хрюг и гордо возвышается над селением с 1700 года. Его строителем был мастер- профессионал Уста Шейх Саади ибн Халифа Мухаммед.

История Хрюгского минарета заслуживает отдельно­го рассказа.

Вот как описывает эту историю доктор исторических наук, профессор Р. М. Магомедов:

«Сохранилось не­мало преданий о меж­доусобицах хрюгцев и рутульцев. Своеобраз­ным памятником этих событий является хрюг- ский минарет. На самой вершине виден белый камень. Этот сорт кам­ня по традиции очень почитается в Хрюге. Та­кие камни, например, кладут на могилы: счи­тается, что они «святят»умерших. Очевидно здесь мы имеем дело с какими-то древними анимистическими представлениями. Видимо те же представления были распространены среди рутульцев. Когда хрюгцы строили свою мечеть, то заранее пригото­вили белый камень для увенчания минарета.

минараМинарет, построенный

в 1700 году            Е2


 Рутульцы же ухитрились его украсть. Хрюгцы возмутились и решили вернуть камень - выкрасть его обратно, несмотря на то, что Рутул больше и сильнее Хрюга. Следовательно, до­биться успеха они могли только благодаря хитроумию, что и было сделано»[1](В результате землетрясения в Южном Дагестане 20 апреля 1966 года в стенах минарета появились трещины, белый камень упал и разбился. Возник­ла угроза разрушения минарета. Религиозные общины не имели собственных средств для сохранения этого исторического архитектурного памятника, а чиновникам не было до этого дела..)

В те годы в мечеть и село был подведен подземный водовод. Судя по письменным источникам, в XVIII веке особой славой пользовались мастера-каменщики из села Хрюг. Эти мастера строили здания не только в Хрюге, но и в ряде соседних селений. В 1242 году Хиджры Исмаил Хрюгский построил стену частного дома в селе Ахты. В селении Ухул Ахтынского района в 1269 году году Хиждры мечеть «ремонтировали и восстанавливали мастера Рад- жаб, Рамазан и Мевлан Хрюгские».

Село росло не только естественным приростом, но и за счет переселения людей из других селений и районов.

Род Цурар - это потомки жителей из села Ялак, пересе­лившихся в село Хрюг в поисках защиты от Какинских беков.

Род Кьикьишар - переселенцы из Кахуля.

Рустамовы родом из села Гельхен Курахского района.

Род К1енеяр - переселенцы из Яхула (агула, лакцы и даргинцы).

Род Халтаяр - тоже переселенцы из дальних мест: судя по названию, это ингуши, так как самоназвание ингушей -

«Халтай». Возможно, они являются потомками ингушей, сбежавших из-под власти Аксайских князей.

Появились новые кварталы - «Над обрывом», «Рах- манский».

В 1765 году была построена новая мечеть для новых кварталов села. Планировка новых кварталов была та же самая: перекрытые главные улицы, тянущиеся вдоль них узкие кривые улочки.

Лишь с середины XIX века отпала необходимость в подобных оборонительных сооружениях, но главные ворота, ведущие на центральную площадь Пт1ур-Ким сохра­нялись вплоть до 1940 года.

Каждый из четырех кварталов имеет свою мечеть.

Из Хрюга вышло много ученых-богословов: Суфии- Раджаб, Суфии-Хусейн, святой Ших-Сади, святой Бидих, Керамали сын Муххаммада и другие.

В те далекие годы трижды совершили хадж в священ­ную Мекку Молла Курбан Эфенди, хаджи Абдулкерим, хаджи Касум, хаджи Ибрагим, хаджи Гьафар, хаджи Ахмед и другие. -

Их традиции продолжает нынешнее поколение. Дваж­ды совершили хадж Усамов Абдулла, мола Мухарам Ибра­гимов (он является главным инициатором восстановления Джума-мечети), Раджабов Мехди, Ширинбеков Юзбег Кур­банович, Якубов Якуб, Омаров Шахбан, Гусейнов Исмаил, Пашаева Саяд, Магамедханов Юсуф, Тагиров Умудаллах, Абдулкеримов Махмуд, Абдулкеримов Разият, Урдуханов Осман, Омарова Фетима, Юзбекова Фетима, Юзбекова Ира, Вагабов Ахмед, Омаров Сади, Алисултанов Алисултан, Хаирбехов Селимбег, Рамазанов Нурмагомед, Рамазанова Хава и др..

Интересны и следующие сведения, в какой-то мере касающиеся Хрюга:

«В 1848 году отряд во главе с Шамилем двинулся в Самурский округ. 5 сентября Даниэль-бек вступил в Шинзаское ущелье и остановился в селе Кала. Отсюда он разослал прокламации к жителям. В ночь на пятое сен­тября три другие партии горцев, следовавшие с Даниэль- беком, двинулись: одна прошла правым берегом Самура и остановилась у села Амсар, другая спустилась с гор к аулу Лучек, а третья заперла Ихрекское ущелье со стороны от Арчи-дачья.

Рутульский магал был взят без боя. Рутульский наиб Абумуслим-бек вместе с семьей бежал в Ахты. Войска Ша­миля заняли селение Хрюг и находились там 6,10 и 11 сен­тября. 12 сентября Шамиль через Лучек прибыл в Рутул и отдал приказ своим наибам занять Ахты.

13 сентября село Ахты было занято без сопротив­ления».

КАК «ХИТРЫЕ И УМНЫЕ ХРЮГЦЫ» РЕШАЛИ СПОРЫ С СОСЕДЯМИ

В 1839 году в селении Ахты была построена царская крепость.

Присутствие русского воинского контингента спо­собствовало прекращению разбойнических набегов на мирные аулы. Тем не менее спокойной жизни и приобще­нию местного населения к рыночной экономике мешали соседние общества.

Так, между Ахтынским обществом и Хрюгским джам- матом возникает спор по поводу пастбищ в урочищах Ч1ехи ятах, Устар ятах, Эминан-хцин пад, Рычал, Калук и других. Длительное время горцы не могли решить, чьи это пастбища. Тогда старец из Хрюга пошел на хитрость, он заранее заполнил свои шаламар[2](Вид обуви.). почвой, взятой в селе, и произнес клятву: «Клянусь Кораном, что земля под моими ногами хрюгская». Недовольные ахтынцы подали в Самур- ский окружной суд несколько заявлений. Результатом раз­бирательства стал ряд решений и постановлений. Решением Самурского окружного суда 1 августа 1894 года и решением Дагестанского народного суда 23 декабря 1895 года, а после установления Советской власти решениями наркомзема ДАССР в 1923, 1928 и 1935 годах устанавливается, что эти пастбища и территория принадлежат хрюгцам, в связи с тем, что калукцы являются переселенцами из Ахтов, обо­сновавшимися позже Хрюга как «Хутор».

Такой же спор разгорелся между хрюгцами и ялакцами по поводу поливных ручьев Ялак-Кама. Ялакцы закры­ли водоканал, не пустили воду из Ялак-Кама для полива хрюгских посевов и садов. Спор продолжался долгие годы и, наконец, 3 ноября 1917 года комиссаром Самурского округа Урдухановым он был решен в пользу хрюгцев. Об этом споре ахтынцев и ялакцев имеются копии протокола и акта решения. Более 60 га земли пустовало без воды в левобережной стороне, хотя рядом протекала река Самур. Еще в 1888 году Малла Магамед составил проект пятикило­метрового канала, берущего начало из реки Самур. Но осу­ществить его строительство сразу не удалось, так как канал должен был брать начало на Зрыхской стороне и проходить сквозь устье реки Самур в районе расположения моста.

Зрыхцы не соглашались на строительство такого канала. Состоялось несколько судебных заседаний. Эта волокита продолжалась 23 года. Наконец, по просьбе Малла Магамеда в Хрюг приехал дагестанский губернатор - генерал-лейтенант Тихонов с инженером Зульпукаровым.18

Инженер осмотрел трассу и полностью одобрил проект канала. Губернатор собрал старейшин обоих селений, почетных стариков из Ахты, руководителей округа и предложил составить и подписать договор. Вопрос был решен мирно на месте. Хрюгцы должны были выплатить Зрыхскому обществу компенсацию в сумме 100 рублей. Эту компенсацию и все расходы для строительства канала Малла Магамед выплатил из своих средств.

В 1911 году самурская вода пошла на безводные пре­жде 60 га земли. В том же году из Дерей-Сув, около озера, образовавшегося из родниковых ручьев, Малла Магамед с джаматом Хрюга способом «Мелер» прорыл канал по пе­шей тропинке и пустил воду на нивы хрюгцев в урочище Багьзив.

Цветущие поля и сады, которые тянутся вдоль дороги в Рутул, -т это память о Малла Магомеде.

Таким же авторитетом пользовался Джафаров Габи- буллах-бек, построивший на свои собственные средства в качестве благотворительного дара сводный арочный мост через реку Ялак-Кам в конце XVII века. Мастером был сын Искандера - Курбан-Исмаил,

Как видите, все спорные вопросы с соседями хрюгцы решали мирно и в свою пользу. Потому-то хрюгцев назы­вают хитрыми и умными, и даже прозвали «Цк1вел т1вал ийидай Хуьругер» (люди, которые на просе делают узел).

Есть такая притча. «Жители соседнего села захотели узнать, как хрюгцы делают “узел на просе” и отправили в Хрюг одного посланника. Не дойдя до села, видит послан­ник хрюгца-пахаря. После приветствия он объясняет кре­стьянину цель своего приезда и просит показать ему, как они делают “Цк1вел т1вал”. Пахарь отвечает, что без проса он не сможет показать и соглашается сходить за просом, но с условием, пока он сходит за просом, посланник должен

пахать за него землю. Пахарь пришел домой и лег отды- I хать. К концу дня забрался на крышу дома и убедившись, что посланник заканчивает пахать участок, возвращается I и благодарит посланника за работу на пашне. Посланник спрашивает его: “А где же просо?”. А тот отвечает: “Обо­шел все село но не нашел просо”, - и просит его приходить следующий раз с просом».

Комментарии (0)

There are no comments posted here yet

Оставьте свой комментарий

Posting comment as a guest. Sign up or login to your account.
Вложения (0 / 3)
Share Your Location
Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Мы в соцсетях

Яндекс.Метрика
homepage counter счетчик сайта
Администратор posted a comment in МАГОМЕДОВ НИЗАМИ ГАДЖИМАГОМЕДОВИЧ.
Дай АЛЛАГЬ здоровья всей Семье Магомедовых,который ст...
в Joomla Article 31.05.2018 16:02
Администратор posted a comment in Омаров Сади Шахбанович 
Гост короля Саудовской Аравии Сади Шахбанович на горе ...
в Joomla Article 31.05.2018 15:44
Администратор posted a comment in Омаров Шахбан Омарович
Совершит Хадж, посещать могилу ПРОРОКА МУХАММЕДА ( С.А....
в Joomla Article 31.05.2018 13:31
Администратор posted a comment in Омарова Фатима Магомедтагировна
Самые лучшие дни и моменты нашей жизни.Слава АЛЛАГЬУ ч
в Joomla Article 31.05.2018 13:19

Сейчас 232 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Информационный  сайт  села Хрюг, Ахтынского района,РД

"Хрюг- колыбель моя"