Село Хрюг Ахтынского района Республики Дагестан, расположено на левом берегу реки Самур на высоте 1200 метров над уровнем моря и в 262 км от Махачкалы, столицы Дагестана.

Это один из самых крупных и древних населенных пунктов Южного Дагестана.

С севера вдоль речной долины тянется Самурский хребет, высшая точка которого в районе села Ялак достигает высоты 3004 м, а с юга тянется Фалфанский хребет, отрог главного Кавказского хребта с высшей точкой - го­рой Тукур-Кьил - высотой 3150 м.

pic 4

Ниже, в долине «Дерей Сув», находится небольшое озеро, к которому жители Хрюга и окрестных сел раньше по традиции и по праздникам, 

например  9 мая каждого года совершают экскурсии, отдыхают и отмечают День Победы в Великой Отечественной войне.

Терраса, на которой расположено село Хрюг, образова­на водными потоками ледникового периода. Возвышаясь отвесной стеной до 100 м над рекой Самур и ее притоком - рекой Ялакъ-Кам, она надежно защищала село в древние века с востока и юга от внезапного нападения врагов.

История селения Хрюг уходит своими корнями вглубь веков. Все факты и исторические находки, описываемые многими исследователями, 2018 05 26 235656подтверждают, что население на территории Хрюга (нынешнее название село получило в 1950 году), появилось ранее первого тысячелетия нашей эры.

А найденные и сохранившиеся до середины XX века надмогильные камни с хурритскими клинописями под­тверждают, что предками нынешних хрюгцев были хурриты, и селение много раз меняло свое название: Хурритар, Хусрустар, Хуьрюг, Хрюк, Хрюг и т.д.

Объединив многочисленные высказывания ученых, результаты дешифровок и исследований найденных археологических памятников, профессор Я. А. Яралиев приходит к следующему выводу: Лезгинский язык относится к древнейшим языкам Малой и Передней Азии, которые считаются языками цивилизации».

Этот вывод также говорит о том, что современным Хрюгцы являются потомками Хурритов. Доказательством тому служит бытовая и языковая близость двух народов которых разделяет более пяти тысяч лет.

У Хрюгцев своеобразный диалект - есть отдельные слова, которые тщетно искать не только в лезгинском языке, но и в диалектах соседних сел.

Как сообщает крупный историк А. Ф. Десилюк, побывавший в Самурской долине и изучавший ее древнейшие поселения, Хрюг к XI веку был крупным населенным пунктом в долине реки Самур.

Населении Хрюг рассказывается и в трудах известного ученого Л. Н. Лаврова.

По его мнению, эпиграфические памятники, найденные на территории высокогорной части Лезгистана, свидетельствуют, что такие лезгинские селения, как Хипит1ар, Рухунар Архит1ар, Хуьруьгер и другие, существовали под тем же названием и в XIII веке.            

О селении Хрюг в древние века, видимо, многое могли бы рассказать многочисленные надписи на камнях, никем неизученные и бесследно пропавшие с кладбищ, расположенных в местности под названием мукьалар, с тех мест, где обосновались древние хурриты.

Аналогичные археологические памятники, изученные во многих населенных пунктах Самурской долины, подтверждают их древность.

Нельзя не согласиться с мнением тех ученых, которые утверждают, что уже в X-XII веках на территории селения Хрюг путем объединения мелких  родовых поселений образовался крупный населенный  пункт под названием Хуьруьгар.

В селении сохранились остатки оборонительных башен, многочисленные эпиграфические памятники, свидетельствующие о том, что селение Хрюг уже в XIII— XIV веках существовало под тем же названием.

Ученые обнаружили в Хрюге и арабские надписи - куфические письмена, относящиеся к XI веку: эпитафии, надписи о строительстве жилых домов, общественных зданий, мечетей, мостов, крепостей. Эти надписи свиде­тельствуют о заметном распространении здесь в XI-XV веках лезгинской группы арабского языка.

Первоначально село было расположено на левом бере­гу реки Ялакъ-Кам на участке урочища Мукьалал-Гьасан- Къала. Об этом свидетельствуют многочисленные древние могилы, остатки руин и обгорелых строений, найденных при строительстве Ахты-Какинского канала в 1940 году.

В различных источниках отыскались интересные сведения о нашем селе. По данным переписи населения в 1865 году в Хрюге имелось 216 хозяйств, население кото­рых составляло 1191 человек (603 мужчин и 588 женщин), а из свода статистических данных, извлеченных из по­семейных списков населения Закавказья, стало известно, что в 1886 году общее число дымов (дворов) в Хрюге равнялось уже 267, а население составляло 1525 человек (787 мужчин и 738 женщин). Хрюгцы имели 800 десятин выгонов, 50 десятин леса, 50 десятин пахотной поливной земли и 25 десятин неполивной. Общественной земли на один дым приходилось 3,1 десятины. Рогатого скота име­лось 875 голов, лошадей - 34, овец - 1470.

В настоящее время в Хрюге находится 726 хозяйств, а население составляет 2423 человек (946 мужчин и 1477 жен­щин); в селе 1871 га земли: в черте села - 197 га, за чертой - 1674 га.

Пастбище составляет 946 га, приусадебные участки - 255 га: в черте села - 162 га, за чертой - 93 га; леса - 470 га, под водой - 53 га, дороги - 22, прочее - 109 га.

Пахотная земля и сенокосные угодья тогда определялись пудами жатвы. Одна десятина земли обычно засеяли 20 пудами зерна.

Земля стоила очень дорого: участок под дом из дв комнат стоил 300 рублей серебром, что, конечно, было доступно очень ограниченному числу горцев.

Прежде Хрюг входил в Ахты-пара. Предки хрюгцев были армянами и исповедовали христианство армяно- григорианского толка. Недалеко от селения сохранились остатки доисламского кладбища, где на надгробных кам­нях видны изображения крестов.

Хрюгцы со дня образования села не подчинялись ни ханам, ни соседям и в борьбе завоевали право носить зва­ние узденов.

Раятов здесь не было вовсе. Мало того, хрюгцы брали пахту в селе Кака до появления беков, как это делали в от- \ ношении некоторых селений Ахты. Известно лишь, чтоi жители Хрюга вносили в уездное казначейство «податей: по 1 руб. 50 коп. с дыма, согласно ведомости...»

В то время селения Шиназ, Кала, Ука, Амсар и Хрюг отбывали усиленную пахту рутульцам. В Шиназе и Хрюге были свои аксакалы, которые выбирались так же, как в Ахты-пара. Селения этого союза имели своих аксакалов и чаушей.

Следует отметить, что в отличие от Ахты-паринского «вольного общества» Рутул имел своих беков. По данным родословной таблицы рутульских беков, составленной в 1873 году, бекство установилось здесь с 1853 года.

Предание гласит, что в XVII веке Рутулу были насиль­ственно подчинены селения Хрюг, Зрых, Кахул, Ич1а. В этот период рутульскому магалу удалось подчинить себе)1 отдельные лезгинские селения Кака, Ялак, Луткун, входившие до этого в состав Ахты-паринского магала.

Взаимоотношения хрюгцев с соседями не всегда были мирными, иногда они принимали острый характер. При­меров тому можно привести великое множество.

Конфликты, в том числе и военные, между отдельны­ми селениями обычно решались при посредничестве ней­тральных лиц. В недавно обнаруженной так называемой хронике Абд-ал-Хайя дается довольно подробное опи­сание взаимоотношений между селениями Хрюг, Рутул, Ахты и той роли, которую сыграл шамхал в разрешении конфликтов между ними.

На южной стене около мимбара Хрюгской Джума- мечети на клокском камне написано следующее:

«Произошло сражение между нами и рутульцами с амирами Эллису, и было убито из нас много людей. За­тем мы отправились к шамхалу (буквально - “к воротам шамхала”), - а он вали Дагестана, - и склонили мы головы перед двором его, крепким и великим, изложили перед ним свою просьбу и рассказали ему о своем положении. Он принял нашу жалобу. Затем он пришел с нами в наше селение, говорил с жителями Ахты и водворил дружбу и братство между нами и ахтынцами. Он сказал жителям Ахты: “Оказывайте помощь и содействие обществу Хурюг до судного дня, а я далек от них”. И стали мы с ахтынцами подобно брату единому в беде и в счастье.

В году пророка - мир над ним - 1494-м жители Ахты заключили союз с лезгинским селением Хурюг».

В источниках и литературе Хрюг часто упоминается в свя­зи с теми или иными фактами, связанными с соседними наро­дами, селами, в частности, с рутульцами, селением Ахты и т.д. Так, в одном документе говорится, что «в Рутуле был диван, состоящий из аксакалов и одного бека», и что «Рутульский диван управлял гражданскими и военными делами всех селе­ний, кроме Шиназа и Хрюга, где были свои аксакалы и чауши».

Рутульцы требовали от подчиненных селений не толь­ко обязательной пахты, но и ежегодных податей в свою пользу. Рутульцы отправлялись в селения партиями чис­ленностью от 100 до 300 человек, гостили по трое суток, требовали отборной пищи. Кроме угощения, они брали с каждого дыма по одному барану. Жители подчиненных селений, испытывая все возрастающий гнет главного селе­ния, отказывались нести подати и выполнять пахту. В XVIII веке жители Шаназа и Хрюга отказались отбывать пахту рутульцам. Сельская знать Рутула обратилась за помощью к совету ахтынских аксакалов. Ахтынская знать, боясь, что примеру шиназцев и хурюгцев могут последовать селения Ахтынского союза, охотно согласились оказать рутульцам немедленную военную помощь. Объединенными силами I селение Хрюг было разрушено и сожжено дотла. Ахтынцы 1 потеряли убитыми всего лишь 12 человек.

За участие ахтынцев в нападении на Хрюг рутульцы уступили ахтынцам пахту от селений Гогаз, Усур, Кака.

pic 11

Существует также легенда, что после сожжения села Хрюг часть оставшихся жителей поселилась невдалеке от села - в местности Чими ятар («Горячие воды»). Через некоторое время они и вовсе покинули эти места, пере­селившись, по одной версии, в Табасаран, по другой - в местность на правом берегу реки Ялакъ-Кам, где расположено нынешнее село (см. схему)

Схема расположения с. Хрюг в конце XIX - начале XX века:

1 - автодорога в Рутульский район; 2 - Джума-мечеть, построенная в 1047 г. по Хиждре (1636 г. от Р.Х.), и минарет, построенный в 1700 г.; 3 - мечеть; 4 - мечеть, где имамом был поэт и первый учитель Хрюгской школы Малла Джабраил, а после его смерти - народный поэт Дагестана Т. Хрюгский; 5 - мечеть, построенная при возникновении села; 6 - мечеть - медресе Гаджи Гафара; 7 - школа, построенная Малла Магомедом в 1907 г.; 8 - печь (куп1а) уста Гасана для обжига глиняных труб водопровода;

центральная площадь - «Пт1ур ким»; 10 - площадь «Рустаман ким»

 

 

 

 

Комментарии (0)

There are no comments posted here yet

Оставьте свой комментарий

Posting comment as a guest. Sign up or login to your account.
Вложения (0 / 3)
Share Your Location
Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Мы в соцсетях

Яндекс.Метрика
homepage counter счетчик сайта
Администратор posted a comment in МАГОМЕДОВ НИЗАМИ ГАДЖИМАГОМЕДОВИЧ.
Дай АЛЛАГЬ здоровья всей Семье Магомедовых,который ст...
в Joomla Article 31.05.2018 16:02
Администратор posted a comment in Омаров Сади Шахбанович 
Гост короля Саудовской Аравии Сади Шахбанович на горе ...
в Joomla Article 31.05.2018 15:44
Администратор posted a comment in Омаров Шахбан Омарович
Совершит Хадж, посещать могилу ПРОРОКА МУХАММЕДА ( С.А....
в Joomla Article 31.05.2018 13:31
Администратор posted a comment in Омарова Фатима Магомедтагировна
Самые лучшие дни и моменты нашей жизни.Слава АЛЛАГЬУ ч
в Joomla Article 31.05.2018 13:19

Сейчас 366 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Информационный  сайт  села Хрюг, Ахтынского района,РД

"Хрюг- колыбель моя"